FOB и CIF

Рубрики Полезное0 комментариев

FOB и CIF это условия поставки по Инкотермс. Инкотермс – это международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Инкотермс регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения, любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса:
1.Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов.
2. Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
3. Дату поставки товара.
Условия FOB (Free on Board) в Инкотермс означают, что продавец поставляет товар на борт номинированного покупателем судна в определенном сторонами порту отгрузки. Риски утраты или повреждения товара переходят к покупателю после того, как товар оказывается на борту судна, и предполагается, что с этого момента покупатель несет все расходы, связанные с дальнейшей транспортировкой.
CIF расшифровывается как cost, insurance and freight или дословно стоимость, страхование и фрахт. Это значит, что ваш продавец доставит груз в порт, где проведет таможенное оформление этого груза и оплатит терминальные сборы, оплатит морской фрахт и страховку, далее груз прибудет на судне в порт назначения, где после пересечения поручней судна юридически станет грузом покупателя. С этого момента на покупателя ложатся заботы и расходы по:

1.Обработке в порту назначения.
2.Таможенному оформлению в Украине.
3. Отправке по железной дороге или на автомобильном транспорте до конечного пункта назначения.
4.Приему контейнера на станции назначения (ЖД отправка).
5. Доставка автомобильным транспортом до склада выгрузки.
6. Сдача порожнего контейнера в сток собственника.

Момент перехода права собственности Инкотермс не оговаривает вовсе, и данное существенное условие стороны запродажного контракта должны согласовать самостоятельно. Конечно, желательно, чтобы моменты перехода рисков, возникновения обязательств по расходам и права собственности совпадали. Но, что еще важнее, чтобы условия запродажного контракта в отношении момента изменения статусов продавца и покупателя были понятны подрядчикам, привлеченным к организации транспортного процесса (агенты, экспедиторы и пр.).
Для более детального понимания расходной части на каждом этапе, предлагаем рассмотреть их ниже.

Этапы расчетов за доставку вашего товара.

1. Морская перевозка.
Вы платите судовой линии через своего экспедитора имеющего договорные отношения с судовой линией. Так же вы платите за использование контейнера судовой линии по ЖД в случае необходимости.

2. Обработка в порту назначения.
Вы платите порту, через своего портового экспедитора имеющего договорные отношения с портом. Порт выставляет счета на портового экспедитора согласно приложению к договору между портом и экспедитором.

3. Таможенное оформление.
Вы платите таможенному брокеру: непосредственно или через своего экспедитора.

4. Отправка по железной дороге или автомобильным транспортом
По железной дороге:
Вы платите ЖД через своего экспедитора, который имеет договор с ЖД.
На автомобильном транспорте:
Вы платите автоперевозчику через своего экспедитора, имеющего договор с автоперевозчиком. Или экспедитору, если вывоз происходит на авто экспедитора.

5. Прием контейнера на станции назначения (ЖД отправка).
Вы платите экспедитору в пункте назначения. Если вы приобрели сквозную ставку вы платите своему экспедитору, а тот в свою очередь своим агентам.

6. Доставка автомобильным транспортом до склада выгрузка.
Вы платите экспедитору в пункте назначения. Если вы приобрели сквозную ставку вы платите своему экспедитору, а тот в свою очередь своим агентам.

7. Сдача порожнего контейнера в сток собственника.
Вы платите экспедитору в пункте назначения. Если вы приобрели сквозную ставку вы платите своему экспедитору, а тот в свою очередь своим агентам.

На каждом из вышеперечисленных этапах, существуют определенные риски, на которые вы выступая со стороны покупателя или продавца должны обратить должное внимание.

Риски на каждом шаге доставки вашего товара:

1. Морская перевозка.
-Риск получить слишком высокую стоимость фрахта в случае обращения к судовой линии через посредников или напрямую, при малом объеме груза. Сотрудники экспедитора в порту назначения лично общаются с агентами судовой линии, договариваясь о стоимости фрахта.
-Риск увеличения транзитного времени или непопадания вашего контейнера на рейс в высокий сезон. Основной поток контейнерных грузов доставляется через транзитные порты. В случае если ваш контейнер «застрянет» в транзитном порту, ваш портовый экспедитор будет решать эту проблему лично с агентами судовой линии в порту назначения.

2. Обработка в порту назначения.
— Порча груза в порту, повреждение контейнера. В случае порчи груза или контейнера по вине порта, портовый экспедитор отстаивает ваши интересы.
— Риск дополнительных перемещений контейнера на терминале (рост расходов) вследствие ошибочно заполненных документов (коносаментов). Грамотный портовый экспедитор избегает ошибок, а в случае ошибки по своей вине, берет расходы на себя.

3. Таможенное оформление.
Таможенное оформление несет в себе множество рисков.
4. Отправка по железной дороге или автомобильным транспортом
— Ошибочное заполнение перевозочных документов.
— Отправка в несоответствии с техническими условиями.
— Повреждение контейнера или груза.

7.Сдача порожнего контейнера в сток собственника.
-Сдача порожнего контейнера не по инструкции собственника.
-Утеря контейнера.

И так проанализировав все вышеперечисленное, приведем несколько отличий для сравнения и взвешивания рисков как для покупателям, так и для продавца согласно условиям поставки CIF и FOB.

Отличия между CIF и FOB :
— повышенные риски экспортера, связанные с организацией морской перевозки груза в случае поставки на условиях CIF;
— это риски возникновения споров по демереджу ( в случае с FOB вопросы демереджа могут коснуться продавца только в порту отгрузки и лишь в качестве регресса от покупателя как фрахтователя судна, а в случае CIF урегулирование отношений с судовладельцем и в порту отгрузки, и в порту выгрузки – это непосредственное обязательство продавца-экспортера);
— важным для покупателя в случае поставки CIF является согласование с продавцом условий по страхованию груза;
— при организации поставки на условиях CIF покупатель, получает возможность осуществления дополнительного контроля груза по качеству и количеству в порту выгрузки, что несет дополнительные риски для продавца ( потому что зависит от продолжительности и условий организации морской перевозки, которые бывают весьма затяжными).
Следует обратить внимание, что при наличии вышеуказанных рисков маржа, существующая между CIF и FOB ,достаточно невелика.
Но на условиях CIF могут себе позволить лишь те, кто имеет не только хорошие финансовые возможности с минимальными кредитными ставками, но и обладают поддержкой надежных и опытных смежных специалистов (фрахтовых и страховых брокеров, юристов, экспедиторов и пр.), работа с которыми существенно снижает вышеуказанные риски.
В то время как согласно FOB продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту погрузки в установленный срок, а также очистить товар от экспортных пошлин. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно и своевременно известить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии, времени прибытия судна. В этом случае право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара и все дальнейшие расходы переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара на борт через поручни данного судна. Что значительно снижает расходную часть и риски продавца, но как указывалось выше, повышает риски неудовлетворенности покупателем товаром и отказом от него в дальнейшем ( в связи с этим возникает сложная цепь взаимоотношений «груз-транспорт»).
На первый взгляд отношения в рамках Инкотермс, а также непосредственно применение условий FOB и CIF должны снижать риски возникновения спорных ситуаций между сторонами отношений. К сожалению, на практике, количество вопросов, в международной торговле остается значительным.

Остались вопросы? Звоните нашему адвокату в Одессе! И мы придем Вам на помощь!

 

Добавить комментарий